Винтовые компрессоры
Винтовые компрессоры — промышленные компрессоры, в которых сжатие рабочей среды газов достигается с помощью двух сцепленных между собой роторов с определенными винтовыми зубьями.
Винтовые компрессоры в данный момент относятся к классу ротационных машин объемного принципа действия.
Винтовые компрессоры содержат два специальных ротора с сопрягающимися профилями (охватываемый и охватывающий роторы), выполненными в форме спиралей (червяков).
Роторы вращаются внутри особого картера. Вращение данных подвижных узлов перемещает рабочий хладагент в газовой фазе со стороны рабочего всасывания к рабочей стороне нагнетания, при этом впадины охватывающего ротора выполняют роль рабочего цилиндра, объем этого цилиндра которого по мере постепенного приближения к выходу (стороне нагнетания) резко сокращается, а зубья охватываемого рабочего ротора являются поршнями, обеспечивающими сжатие потока газов.
По мере того как в процессе работы сжатый хладагент нагнетается в специальный контур, с верхней стороны винта снова происходит всасывание, это обеспечивает непрерывность перекачки и систематичность сжатия паров.
Все промышленные винтовые компрессоры имеют достаточно определенную степень сжатия газов, зависящую от конфигурации специального окна нагнетания.
Имеющиеся в продаже винтовые компрессоры, разработаны таким образом, что всегда обеспечивают несколько фиксированных значений степени сжатия газов, но чаще всего степень сжатия газов, необходимая для данной установки, не всегда соответствует степени сжатия компрессора. В таком случае надо выбирать винтовой компрессор со степенью сжатия, наиболее подходящий к требуемой.
В целях снижения потерь газов в зазорах между зубьями и впадинами, в рабочую полость винтовых компрессоров впрыскивают масло, которое заметно повышает герметичность этих зазоров за счет образования некоторой масляной пленки и, кроме прочего, способствует определенному охлаждению сжимаемых паров рабочего хладагента. Но также выпускаются и безмасляные винтовые компрессоры. В таких компрессорах ремонт винтового блока приходится выполнять немного чаще.
В связи с перечисленным, промышленные винтовые компрессоры успешно применяются для достижения достаточно высокого перепада давления и очень высокой степени сжатия, потому что охлаждение впрыском масла позволяет постоянно поддерживать рабочую температуру в конце сжатия газов в допустимых пределах, не считая, что в них можно постоянно обеспечивать очень небольшую разность температур в картере.
Промышленные винтовые компрессоры достаточно рационально использовать в области больших и средних холодопроизводительностей. Средняя производительность небольших промышленных винтовых компрессоров значительно ниже средней производительности поршневых компрессоров при больших частотах вращения, в то же время крупные современные модели не уступают по производительности турбокомпрессорам.
По причине высоких значений объемного КПД и значительно низких рабочих температур в конце сжатия — винтовые компрессоры постоянно обеспечивают такие рабочие температуры испарения, которые на стандартных поршневых компрессорах могут быть достигнуты только при двухступенчатом рабочем цикле.
При значительно больших перепадах рабочего давления на компрессоре — объемная холодопроизводительность, сильно падает. Производятся винтовые компрессоры, обычно, с промежуточной всасывающей ступенью и переохлаждением жидкого рабочего хладагента в промежуточном охладителе (теплообменнике).