Уроки ландшафтного дизайна
Автор: Мария Проскурнина
Нас часто спрашивают, как добиться того, чтобы сад был красивым круглый год, ведь многие живут в загородных домах постоянно. Нам показался интересным и заслуживающим внимания проект Марии Проскурниной, поэтому предлагаем его оценить и прислушаться к советам опытного профессионала.
Две важные встречи: первая
Одна история определила мою судьбу. Я окончила экономический факультет Инженерно-строительного института. После его окончания работала по специальности» но поняла, что банковская работа меня совершенно не увлекает. В поисках себя оказалась в тупике, поскольку не знала, чем заняться в жизни. Однако с малых лет я очень любила цветы и работу на земле. Когда моему сыну исполнился год, мы поехали отдыхать в санатории «Русское поле». За одним столом с нами сидела интеллигентная пожилая дама, с которой мы очень подружились: ходили вместе на прогулки и много беседовали. Она внимательно слушала мои рассказы о любви к растениям, их сочетаниях, идеях и планах цветников. И однажды сказала: «Вам нужно заниматься ландшафтным дизайном. Моя дочь, Клена Алексеевна Константинова, организовала такую школу, и сейчас в ней открыт первый набор». Вот таким образом я попала в «Цветущую планету». С тех пор я работаю ландшафтным дизайнером: эта профессия стала моей любимой. Создание садов — колоссальное иоле для творчества и вдохновения, стимул к самоусовершенствованию. Хочется выразить большую благодарность моим учителям и, конечно, в первую очередь Клене Алексеевне Константиновой. Я всегда стремлюсь посещать семинары «Цветущей планеты» и начала проводить выездные семинары в моих садах, пишу статьи, даю студентам советы и очень благодарна судьбе, что она так круто изменила мою жизнь.
Две важные встречи: вторая
История этого сада началась с того, что я работала в одном коттеджном поселке ландшафтным дизайнером и увидела строящийся красивый дом, поприветствовала хозяев, рассказала, что делаю неподалеку. Они в перспективе тоже хотели бы иметь красивый сад и попросили им в этом помочь. Прошло время: с тех пор я сделала много садов. В один из приездов в Москву известного ландшафтного дизайнера Джона Брукса мне удалось попасть на его мастер-класс. У меня с собой был журнал с рассказом об этом саде. В перерыве я подошла к Бруксу и попросила посмотреть работу и отметить ошибки. Мастер минут 5 внимательно рассматривал фотографии молча, не поднимая глаз, затем посмотрел на меня широко улыбаясь, поднял большой палец и сказал: «Very good garden». Я никак не ожидала столь высокой оценки, была бесконечно счастлива, получив огромный импульс к творчеству.
Засучив рукава
Тот факт, что я попала на участок в самом начале, на этапе строительства дома, в дальнейшем помог избежать многих ошибок. Например, по росшим растениям я сразу увидела признаки заболоченности почвы.
Предыдущие владельцы не усложняли себе жизнь и вместо строительства дренажной системы периодически засыпали болото. Поэтому в первую очередь пришлось решать вопрос с дренажом и улучшать структуру почвы. Для этого мы по периметру сделали подпорную стенку, вырубили ивняк и сорные кустарники, установили дренажную систему, завезли плодородный грунт. Изначально участок имел ярко выраженный уклон и вытянутую прямоугольную форму (92×28 м). С помощью устройства подпорной стенки по ширине сада удалось решить сразу несколько задач: оптически он стал шире, а разделение на два уровня позволило сделать его более пологим и в то же время сохранить небольшой уклон и выделить зоны. Таким образом, решилась проблема, связанная с накоплением воды и вымоканием растений. Плавно изогнутая форма подпорной стенки естественно вписана в ландшафт, сочетается с изгибами дорожек, очертаниями газонов и композиций. Используя одинаковый плитняк, удалось в едином стиле оформить дорожки, подпорную стенку, цоколь, отмостку дома и парковку.
Сад для жизни
Основная задача, которая передо мной стояла, — создать сад непрерывной декоративности. Необходимо было спроектировать его структуру и учесть большое количество факторов. Для этого были использованы кустарники и деревья на штамбах разной высоты, цветущие и нецветущие, с кронами стриженой и естественной формы, с красивой листвой, меняющейся осенью, а также растения, создающие дополнительный эффект плодами, зимней графикой ветвей и красивоокрашенных побегов. Это стефанандры, воздушные облака ив, дерены, бересклеты, вяз мелколистный и шершавый Pendula, разнообразные спиреи, шпалерные декоративные яблони, рябины, шиповники, барбарисы, снежноягодники и т.д. Эффектный объем создают разнообразные хвойные стриженой и естественной формы, а также различной по цвету, форме и фактуре хвои: сосны, можжевельники, ели сербская и Акрокона, лиственницы. Мы не стали делать пышные миксбордеры. Цветущих растений в саду много, но они включены в композиции с декоративно-листными кустарниками и хвойными культурами. Многолетние цветы и декоративно-листные растения украшают сад благодаря цветению в разные сроки, широкому диапазону фактуры, разнообразной колористике, форме соцветий и листвы, которые остаются красивыми до и после цветения.
Как обыграть дорожки?
Создание цветников вдоль дорожек — это очень большая тема. При выборе растений совмещаются множество параметров: планировочное решение, стиль, идея и функция композиции, ее колористика, дизайн сада в целом, особенности окружающего ландшафта и т.д. Для устройства таких композиций важно знать, в какой тематической зоне сада и на каком фоне они будут сделаны. Поскольку в данном случае используемые растения не должны были закрывать вид на другие композиции, вдоль главной дорожки подобраны невысокие виды: злаки, астильбы, гвоздики, герани, шалфеи, вариегатные ирисы, чистец, очитки, манжетки и спиреи. Все растения высажены на определенном расстоянии друг от друга, с учетом скорости разрастания и размеров во взрослом возрасте. В противном случае они начали бы подавлять друг друга: более слабые выпали бы, а выжившие агрессоры нарушили бы общий замысел. Например. мы допустили ошибку, включив в «белый сад» около дома агрессивное растение — анемону дубравную. Пришлось заново пересаживать растения и вручную выбирать мельчайшие фрагменты корней, которыми она опутала и душила соседей: гипсофилу, колокольчики, шалфеи, вероники, розы, нивяники, ежу снежную. Чтобы сбалансировать пространство цветника и его структуру, учитывались общий размер участка и все точки обзора. Композиции делались так, чтобы не обделить вниманием ни один фрагмент сада. Например, мое любимое место в саду — вид с террасы, а хозяйка больше любит тихий уголок иод ольхой неподалеку от бассейна с видом на невысокий холм с вересками, покрытый мхом.
Что посадить у забора?
При планировке и подборе растений для сада одна из проблем, с которой многие сталкиваются, — как задекорировать неприглядные заборы, хозяйственные постройки и соседские дома. Для ЭТОГО можно использовать живые изгороди из хвойных растений, лиственных кустарников, лианы, деревья и их комбинации. По обратите внимание на общую освещенность: например, если забор СТОИТ с южной стороны, он будет отбрасывать тень на посаженные перед ним растения: более высокие затенят более низкие. Здесь вдоль забора в теневом саду хорошо растут дубы черешчатый и красный, клены, тсуга, хосты и папоротники, гейхеры…
Если на участке построены красивые заборы и хозяйственные постройки и, соответственно, нет необходимости их закрывать, это можно сделать фрагментарно: отступить от них и выстраивать композицию вокруг акцентных и солитерных растений, используя их как самые высокие. Также сооружения можно использовать в дизайне сада, выделив их растениями, включив в определенные зоны сада — зону отдыха, декоративный огород.
Отдельный аспект — территория за забором. Многие вообще забывают о ней. Мне приятно говорить о том, что владельцев этого сада отличают креативность и высочайший уровень культуры. Они неравнодушны к происходящему за пределами участка: территория всегда ухожена, газон подстрижен, напротив входа посажены кусты сирени. Все это создает ощущение порядка и гармонии.
Вопрос доверия
Необходимо выделить роль профессионального ухода за садом и авторского надзора, которые сохранит ваш сад, каким он был задуман, так как садовник должен знать требования ландшафтного архитектора и находиться с ним в ПОСТОЯННОМ сотрудничестве. Однажды владельцы участка мне сказали: «Мария, мы не понимаем, в чем дело, но нам не нравится наш сад». хотя они были всегда в него влюблены.
Я приехала и увидела» что соснам, барбарисам и спиреям стрижкой садовник придал строгую полусферическую форму. нарушив природный естественный облик растений и сада. Непродуманная геометрия вмешалась в свободную планировку. Такая кардинальная стрижка ослабляет растения. Чтобы вернуть им первоначальные размер и форму, необходимо вносить комплексные удобрения с большим содержанием азота.
Сад не стоит на месте
Около дома был декоративный огород, дававший высокий урожай. Все было хорошо, пока у соседей не выросли колоссальные деревья. По нашей просьбе соседи их обрезали, но все равно вид в этом месте стал сиротливый. Пришлось разрабатывать новую концепцию. Начали с посадки яблони Red Juwel и Everest на шла лерах, а шаровидную яблоню Everest сделали акцентом этой композиции. Облик у входной зоны тоже менялся. Сначала здесь были гараж и зацементированная площадка. Но оказалось, в таком большом доме на кухню отведено помещение размером 7 м2. Конечно, пришлось менять целевое предназначение комнат. Неприглядный вид из кухни на сплошное монотонное мощение для въезда в гараж подстегнул к тому, чтобы с энтузиазмом приняться за оформление входной зоны. Хозяин сам сделал столик из швейной машины, а кованые стулья заказали в той же фирме, что и арку для винограда, растущего в северной части дома. Вместо мощения напротив окон кухни появилось небольшое патио, окруженное П-образной композицией, камень теперь лежит на песке, а в швах высажен газон. Живая кулиса из древогубца оказалась хорошим решением для парадного входа, ближе к осени забор смотрится невероятно живописно за счет яркой листвы и ягод. Сейчас меня будоражит интересная идея оформить плодовую зону в кантри-стиле. Там только приживаются после пересадки шиповники и растут яблони, сливы, вишни, груши, малина, смородина. А что еще придумано — пока секрет.